Игра модуляций. Часть 1: модуляции в тональности первой степени родства из мажора



Игра модуляций. Часть 1: модуляции в тональности первой степени родства из мажора

Возвращаемся к теме модуляций, и из этой статьи вы узнаете о том, как играть модуляции в тональности первой степени родства. Мы посмотрим нотные примеры модуляций, которые будут вписаны в уже известный нам период. Напоминаю, что этот период использовал я сам на уроках гармонии в музыкальном училище и консерватории. Ознакомиться с ним в его первоначальном виде вы можете в предыдущих статьях, например, здесь или здесь.

Для примера возьмем и рассмотрим все модуляции из мажора (модуляции из минора будут продемонстрированы в следующей статье). Как известно, каждая тональность имеет связь с шестью другими, которые являются для нее родственными в первой степени. Для мажора такими тональностями являются следующие:

1) параллельная тональность;

2) тональность доминанты;

3) тональность, которая параллельна тональности доминанты;

4) тональность субдоминанты;

5) тональность субдоминантовой параллели;

6) тональность гармонической субдоминанты.

Итого 6 тональностей: 2 мажорных (S, D) и 4 минорных (параллель, параллель S и D, гармоническая S).

Модуляции во все эти тональности можно совершить по одному общему принципу – через общий аккорд. В качестве такого общего аккорда будем использовать тонику исходной тональности, которую будем приравнивать разным аккордам конечной тональности, ну а дальше, как это и положено, будем вводить модулирующий аккорд, после которого обычно сразу следует каданс новой тональности.


Итак, давайте перейдем к примерам.

Для начала рассмотрим модуляции в тональность доминанты. Как мы определяем, что это за тональность? Элементарно – просто строим трезвучие на пятой ступени из тех звуков, которые составляют звукоряд исходной тональности. Например, по отношению кля мажоруродственной доминантовой тональностью будет являтьсями мажор(именно такое трезвучие мы получаем из звуковми, соль-диез и си). Я же продемонстрирую для вас нотный пример модуляции издо мажора в соль мажор:

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора, Музыкальный класс

Перед вами простой модулирующий период повторного строения из двух предложений (каждое по 4 такта): первое оканчивается доминантой исходной тональности, второе начинается тематическим повтором, а затем модулирует.

Модуляция происходит следующим образом: в 6-м такте тоникадо мажораприравнивается субдоминантесоль мажора, а уже в 7-м такте вводится кадансовый квартсекстаккорд (K64). Для наглядности момент приравнивания в функциональном ряде заключен в прямоугольную форму. В качестве модулирующего аккорда, приводящего в каданс новой тональности, здесь использован двойной доминанты вводный септаккорд (DDVII7) с пониженной терцией.


Не так же просто получилась у меня модуляция в тональность третьей ступени, которая параллельна доминантовой. Тоникадо мажора, которую мы будем все время рассматривать в качестве общего аккорда, вми минореявляется трезвучием шестой ступени.

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора, Музыкальный класс

Конечно, после шестой ступени можно было сразу взять модулирующий аккорд. Однако, для большей ясности смены тональности (в особенности ладового наклонения) я решал сначала сделать отклонение в секстаккорд субдоминанты (s6) с помощью вводного терцквартаккорда (поэтому не следует удивляться удвоению баса в секстаккорде – удвоение отвечает строгим правилам гармонии), после чего модуляция доводится до своего логического завершения уже довольно простыми средствами.

Теперь посмотрим модуляцию в субдоминанту. Длядо мажораэтофа мажор, и наш общий аккорд (тоника исходной тональности) вфа мажоребудет выглядеть как доминанта.

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора, Музыкальный класс


Введя в трезвучие вместо одного из удвоенных тонов септиму (в данном случае удвоена прима, меняем ее удвоение в теноре), легко получаем D7-аккорд, который не разрешаем в новую тонику стразу, а эллиптически сменяем трезвучием VI ступени (как и положено, с удвоением в ней терцового тона). До каданса построение доводим с помощью модулирующих аккордов II65 и DD65 с повышенной примой и пониженной квинтой.

По такой же схеме можно сыграть модуляцию в тональность гармонической субдоминанты. Гармонический мажор имеет пониженную шестую ступень, поэтому субдоминантовое трезвучие в нем будет минорным (фа минор для до мажора). Соответственно новой тональности после D7-аккорда переходим в низкую шестую ступень (отре-бемоля).

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора, Музыкальный класс

Чтобы перейти в тональность второй ступени, тоникудо мажора, нашей первоначальной тональности, приравниваем трезвучию натуральной седьмой ступенире минора, в который нам нужно перейти.

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора, Музыкальный класс


Как известно, трезвучие VII ступени (в натуральном миноре оно мажорное) в основном виде для гармонизации употребляется крайне редко, особенно в построениях, предшествующих кадансированию. Его нельзя непосредственно привести к этому кадансу, минуя обычные субдоминантовые аккорды (трезвучие VII ступени хоть и не явственно, но действует заодно с доминантой, а потому не может предшествовать аккордам субдоминанты). Поэтому для ясности проявлений новой тональности с ее минорной окраской перед тем, как приготовить K64ре минора, я сделал отклонение прямо в новую тонику с помощью вводного септаккорда (отсюда удвоенная терция в тоническом трезвучиире минора).

Ну и последняя модуляция, которая будет рассмотрена в данной статье, модуляция в параллельный минор. Здесь тоникадо мажораприравнивается третьей ступени, после чего следует отклонение в субдоминанту, ну а затем довольно просто развитие приводит к кадансу параллельной тональности.

Игра модуляций: модуляции в первую степень из мажора, Музыкальный класс

Итак, мы познакомились с 6 модуляциями в родственные тональности из мажора и проанализировали их нотные примеры. В следующей статье аналогично, а может быть, и как-то по-другому, будут показаны примеры модуляций из минора. Если вы не хотите пропустить этой статьи и многие другие полезные материалы, которые будут публиковаться в будущем, оставьте свой e-mail в окошке подписки на рассылку сайта и новая статья будет выслана вам персонально на почту, которую вы указали.


Мне осталось пожелать вам успехов, дорогие читатели, и обратиться с просьбой: отписываться в комментариях, если вы обнаружили какие-то ошибки в гармонизации. Если вы находите данную статью полезной, поделитесь ею с вашими друзьями в социальных сетях (для этого внизу вы найдете нужные кнопочки). Спасибо за внимание, до новых встреч!

Спасибо. Ждем последующих примеров.

Спасибо большое! Очень жду модуляции из минора.

Уважаемый, Евгений! Спасибо Вам большее за сайт! Очень здорово помогаете. Скажите, пожалуйста, будет ли модуляция из минора? Мы все очень очень ждем. Спасибо!

Умоляю, пожалуйста, сделайте такую же красивую статью о модуляциях из минора. Или хотя бы просто картинки с примерами. Очень нужно.

Не могу найти статью о модуляциях из минора. подскажите пожалуйста.



Игра модуляций. Часть 1: модуляции в тональности первой степени родства из мажора

Похожие статьи

Игра модуляций. Часть 1: модуляции в тональности первой степени родства из мажора

Игра модуляций. Часть 1: модуляции в тональности первой степени родства из мажора


Игра модуляций. Часть 1: модуляции в тональности первой степени родства из мажора

Игра модуляций. Часть 1: модуляции в тональности первой степени родства из мажора

Игра модуляций. Часть 1: модуляции в тональности первой степени родства из мажора

Игра модуляций. Часть 1: модуляции в тональности первой степени родства из мажора