Преданья старины. Оберег в жизни наших предков и современного человека

Преданья старины. Оберег в жизни наших предков и современного человека

Устный журнал «Преданья старины. Оберег в жизни наших предков и современного человека» с элементами мастер класса. Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к народной культуре. Учащиеся изучают историческую справку оберегов, технологию изготовления куклы — закрутки «День и ночь». Данное мероприятие способствует развитию личностной культуры учащихся, развивает интерес к прикладному творчеству, основанному на народных традициях. При этом воспитывается художественный вкус и уважение к далеким предкам. Данное мероприятие сопровождается мультимедийной презентацией. Кабинет оформляется различными изделиями оберегами, куклами закрутками. Для изготовления куклы — закрутки учащиеся получают лоскуты, инструкционные карты технологии изготовления куклы — закрутки «День и ночь», катушки ниток.

Мероприятие включает в себя:

  • организационный момент;
  • словесно-иллюстративный рассказ учителя о преданьях старины;
  • словесно-иллюстративный рассказ учащихся о различных оберегах;
  • словесно-иллюстративный рассказ учителя о куклах — закрутках оберегах, демонстрация изготовления куклы закрутки;
  • конец — делу венец, подведение итогов;

Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий. Народные обычаи и поверья со временем менялись вместе с изменениями в культуре народа. Давние обычаи, поверья и моральные ценности славян позже органично соединились с христианскими ценностями и заповедями. Древние славянские обычаи и обряды не были забыты и после прихода христианства на Русь. Православная церковь проявила мудрость и терпимость. Поэтому христианство лишь потеснило, но не уничтожило традиционное мировоззрение.

На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Оберег не просто красивая вещичка, он имеет вполне конкретный практический и даже мистический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание от наших далеких предков. В наши дни мир стал намного циничней и беспощадней, но в душах людей по- прежнему живет вера в добрые чувства, и кроме ночных клубов, компьютеров и телевизоров им нужно что — то еще. Миниатюрные изображения топора, колокольчика, ложек, а так же обычные предметы домашнего обихода: квашня, веник, кочерга, лапти и др. широко применялись и в обрядах. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчим доме и родной земле. Александр Блок писал: «Очарованный быт не обыден, он светится мистическим светом. «

Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг. Менялись быт, утварь, жилье и другие аспекты жизни. Но неизменным осталось свойственное людям стремление уберечь свой дом и членов своей семьи от невзгод.

Сегодня во всем мире растет интерес к славянской культуре, в то время как в нашей стране люди часто больше о принципах фэн-шуй и прочих экзотических учений, чем о культурных традициях собственного народа. Наши предки хорошо понимали, что как часть природы подчиняются законам ее развития.

ЦЕЛЬ: приобщение учащихся к народной культуре

Обучения:

  • изучить историческую справку оберегов;
  • изучить технологию изготовления куклы — закрутки;

Развития:

  • способствовать развитию личностной культуре;
  • развивать интерес к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;
  • развивать навыки работы с инструкционной картой;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать умение анализировать, делать выводы;
  • применять имеющиеся знания на практике.

Воспитания:

  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать терпение;
  • воспитание аккуратности в работе;
  • воспитывать самостоятельность в трудовой деятельности;
  • формировать осознанную потребность в труде;
  • воспитывать уважение к далеким предкам.

Наглядность:

  • мультимедийная презентация;
  • кабинет оформлен изделиями оберегами;
  • несколько видов куклы — закруток;

Раздаточный материал:

  • лоскуты для изготовления куклы — закрутки оберега;
  • инструкционные карты изготовления куклы — закрутки;
  • катушки ниток различных расцветок;

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:

  • ножницы;

Тип мероприятия: изучение нового материала

Вид мероприятия: устный журнал, с элементами мастер класса

Общие методы:

  • Обучения:показательный, алгоритмический.
  • Преподавания:инструктивный, побуждающий.
  • Учения:практический, частично-поисковый, исполнительский.
  • Воспитания:беседа.

1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ

2.2. Историческая справка о преданиях связанных с порогом; оберегом — плетенью; косой — домовушкой; с счастливой косой, лаптями; батюшкой — домовым; веничком — оберегом.

Словесно-иллюстративный рассказ учащихся.

Приветствие учителя. Сообщение темы мероприятия. Одаривание.

Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий. Народные обычаи и поверья со временем менялись вместе с изменениями в культуре народа. Давние обычаи, поверья и моральные ценности славян позже органично соединились с христианскими ценностями и заповедями. Древние славянские обычаи и обряды не были забыты и после прихода христианства на Русь. Православная церковь проявила мудрость и терпимость. Поэтому христианство лишь потеснило, но не уничтожило традиционное мировоззрение.

На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Оберег не просто красивая вещичка, он имеет вполне конкретный практический и даже мистический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание от наших далеких предков. В наши дни мир стал намного циничней и беспощадней, но в душах людей по- прежнему живет вера в добрые чувства, и кроме ночных клубов, компьютеров и телевизоров им нужно что — то еще. Миниатюрные изображения топора, колокольчика, ложек, а так же обычные предметы домашнего обихода: квашня, веник, кочерга, лапти и др. широко применялись и в обрядах.

Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчим доме и родной земле. Александр Блок писал: «Очарованный быт не обыден, он светится мистическим светом. «

Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг. Менялись быт, утварь, жилье и другие аспекты жизни. Но неизменным осталось свойственное людям стремление уберечь свой дом и членов своей семьи от невзгод.

В надежной защите нуждались не только обитатели дома, но и самдом.Наши предки защищали его с помощью правильного расположения на местности, соблюдали специальные ритуалы при выборе места и строительстве, а после постройки — при помощи самых разнообразных символических изображений. Правильно построенный дом сам по себе был наилучшей защитой от возможных бед и неприятностей.

Многие, из вас, наверное замечали, что наш дом есть не что иное, как зеркальное отражение нас самих. С поразительной точностью он отражает наши привычки, характер, убеждения, вкусы и пристрастия. Иногда, даже больше своих хозяев, дом может рассказать о том, каким мы видим мир вокруг себя. Во всех мировых культурах дом всегда — это нечто большее, чем безопасное и комфортное пространство.

Поэтому традиционный славянский дом обычно строился как модель Вселенной. Печь представляла собой символ Земли, а находящийся напротив красный угол с иконами — Солнце и Бога на небе. Культ дома — один из древнейших, поэтому столь солидный возраст имеют и представления о необходимости защиты дома от реальных и невидимых недругов.

Наши предки прекрасно знали, что от того, насколько правильно выбран участок для строительства дома, зависит вся дальнейшая жизнь на новом месте. По этой причине так много значения придавали они вопросам выбора места и соблюдению ритуала строительства. Эти убеждения берут начало в глубокой древности, и сегодня некоторые из них могут показаться нам обычными суевериями, а другие напротив, полными глубокого скрытого смысла.

Так, в древности нельзя было строить дом на месте, куда попадала молния, покинутом людьми из-за стихийных бедствий или болезней. Не строили дом и в месте, где были найдены человеческие останки, были совершены тяжелые преступления, кто — то получил тяжелые увечья, где сломалась оглобля или опрокинулась телега. Традиционным было и уважение к кладбищам.

Главным естественным рубежом дома являются стены, проемы и крыша, которые в деревянных домах охранялись с помощью символической резьбы. Дверь тоже служила естественным оберегом. В домах у дверей вешали специально вытканные шторы, обводили проем по контуру красной глиной.

При рождении ребенка на дверной коробке делали зарубку топором как о прибавлении в семействе. Существовал в деревнях и обычай не запирать двери на замок, держать их открытыми для всех, кто приходил с добрыми намерениями.

ПОРОГ.Наибольшей обереговой силой наделялся порог.Хорошо известны приметы, что нельзя что-либо передавать через порог, разговаривать и здороваться через порог, стоять на пороге. При переходе этого рубежа существуют многочисленные, как языческие по происхождению, так и христианские молитвы — обереги.

ПЛЕТЕНЬ.Старались наши предки защитить и двор. Граница личного пространства проходит по ограде вокруг двора и защищается с помощью ряда символических предметов. Это могут быть, например, горшки и крынки, подковы, старые лапти и т.д., которые вывешивают на ворота и ограду, сеть, которую набрасывают на забор или плеть. Считалось, что таким образом можно отпугнуть хищных птиц и уберечь домашнюю живность. Также на кольях забора или плетня развешивали камешки с отверстиями, так называемых «куриных богов», тоже имеющих обереговое значение. В наше время внимание к внешней границе двора — ограде почти исчезло, тем не менее по — прежнему жива традиция — прибивать подкову на счастье.

Ни один славянский дом не обходился без оберегов, и одним из самых важных, бесспорно, был плетень. Традиционное славянское подворье представляло собой настоящую модель мира, и первым барьером на пути враждебных сил была именно ограда, плетень. Он выполнял защитные функции, не пуская чужаков и врагов во двор, на него вешали подковы, глиняные горшки и старые лапти для отпугивания злых сил.

В наши дни нарядный оберег — плетень, повешенный на стену, защитит семью от голода, холода и болезней. Кроме того, переплетение прутьев символизирует тесные семейные связи, приятные новые знакомства и крепкие дружеские отношения.

Интересен и материал из которого выполнен плетень. Немногие знают, что в волшебных сказках разных народов именно из ивы делали «волшебные палочки», а в Древней Греции ива была посвящена богине колдовства Гекате. На Руси распускающиеся пушистые шарики ивы стали главным символом Вербного воскресенья, одного из главнейших православных праздников.

КОСА — ДОМОВУШКА.«Расти коса до пояса, не вырони ни волоса». С давних пор коса для девушки являлась и оберегом, и символом. Народное поверье гласило, что женщина, отошедшая ко сну с неприбранными волосами, обращает на себя гнев домового. Он сурово наказывал неряху, пугая ее по ночам. Большим грехом считалось расчесывать волосы по праздникам и в воскресенье, выбрасывать вычесанные волосы во двор, заплетать косу после захода солнца. Нельзя было использовать расческу с поломанными зубьями, считалось, что вся жизнь несчастливой будет. Такие вот приметы!

Нарядная коса — домовушка символизирует возрастание благополучия, а ее плетение означает согласие и единство всех членов семьи. Так же как и венок, коса является и символом бесконечности вашего рода. Роскошную косу можно подарить своему домовенку, а можно и в дом своих родных, соседей или друзей.

СЧАСТЛИВЫЙ ДОМ.Новоселье очень важное событие в жизни каждого человека — всегда сопровождалось многочисленными обрядами, ритуалами и приметами. Ритуал входа в дом начинался задолго до новоселья. Чтобы проверить безопасность жилья, на первую ночь пускали в дом кота и кошку, на вторую петуха и курицу, на третью поросенка, потом овцу, корову и лошадь. И только на седьмой день в доме поселялись люди. Давно приметили, что, кто первый в дом входит, тот первый и умрет. Первый входящий забирает все зло на себя, которое может присутствовать на новом месте, отсюда и обычай первой запускать кошку в новый дом.

Значительной обереговой силой наделяли хлеб, зерно и особенно квашня, в которой готовили тесто для выпечки хлеба. Вход в новый дом сопровождался обрядом перенесения огня из старого жилья и переселения домового из старого жилища в новое. Домового уважительно приглашали на новое место жительства: «Домовой, Домовой пойдем со мной!» или «Батюшка домовой, матушка домовая, батюшка дворовой, матушка дворовая, пойдемте с нами на новой жилище, с нами жить!» Домового переносили с жаром из старой печи на хлебной лопате, с горшком каши в старом лапте или валенке. Если домового не позвать с собой, он может обидеться и начать мстить.

Выполнять этот ритуал поручалось здоровым, взрослым людям, имеющим детей, или беременным женщинам, чтобы дом был богатым, хозяйство крепким, а семья счастливой и многодетной.

ЛАПОТЬ.Обувь тоже могла служить оберегом. Считалось, что обувь красного цвета оберегает человека от негативной энергии. С обувью связано много гаданий и поверий. Издавна на Руси лапоть был оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него прятали гостинцы для домовых. Целыми связками от 50 до 100 штук их подвешивали под крышами скотных дворов — «чтобы скотина всякая велась», под перекладиной ворот или у крыльца — «от лихого глаза».

БАТЮШКА — ДОМОВОЙ. Батюшка — домовой. Его почитали и в Древнем Риме, он живет в Англии, в Польше, в украинских и белорусских хатах, у финн и датчан, у гавайцев и индейцев, в камбоджийских хижинах. По поверьям многих народов, обитали домовые вблизи огня. Поэтому, во многих странах, где верят в домовых, есть способы их задабривания и почитания. К нему обращались с ласковым словом, оставляли немного вкусной еды и маленькие подарочки. Тогда домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, предупредит и сбережет дом от бед и разорения, станет ухаживать за скотиной, помогать по хозяйству.

Хотите проверить, есть ли у вас свой собственной домовой? Я открою несколько проверенных способов!

Чтобы вызвать домового, встаньте в центре комнаты, разведите руки в стороны, раскройте ладошки и, закрыв глаза, медленно поворачивайтесь влево. До тех пор пока у одной из ладоней не почувствуете тепло. Это значит, что домовенок подошел прямо под руку, и если захотите, его можно даже погладить. Можете и прикормить вашего домового. Оставьте на ночь кружку молока, а утром. Честно говоря, утром, молоко окажется нетронутым, но, как говорят знающие люди, у него пропадет энергетика! Оказывается, домовые съедают биополе продуктов, а сами харчи остаются нетронутыми!

Наши предки знали наверняка, что «никакой дом не стоит без домового». В разных культурах домовой наделяется различными обликами, особенностями и способностями. Дело всей жизни домового — забота о поддержании достатка, уюта и лада в доме. Есть у русского домового даже свой праздник — 10 февраля.

ВЕНИЧЕК _ ОБЕРЕГ. Древнейшим домашним оберегом считается веник. Веник, подвешенный вверх метелкой, — к деньгам, а повешенный возле двери метелкой вниз, выметал из дома нечистую силу, болезни, горе и напасти.

Издавна существовал обычай иметь в доме специальный обрядовый веник — оберег, которым обметали все углы дома по часовой стрелке, если в дом приходили напасти, а затем его закапывали на перекрестке.

Веники — обереги бросали вслед человеку, обладающему «дурным глазом», им обметали больного, мели дорогу перед женихом и невесте, ставили у изголовья роженицы и у колыбели младенца. Использовали в обрядах для богатого урожая, удачного теста и прочих хозяйственных нужд.

Но рассказ о оберегах будет неполным без упоминания о прародительнице современной куклы — тряпичной. В русской деревне она была наиболее распространенной игрушкой, и в некоторых семьях их насчитывалось до сотни. Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в «скалку» кусочек цветной бумаги, обтягивали лицо белой тряпицей, затем скатывали боковые остатки ткани — получались «руки». Вот и готова кукла. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегают дом и очаг. Такие куклы — берегини передавались по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы. Самые распространенные тряпичные куклы — День и Ночь. Эти куклы оберегали жилище. Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье. Это две совершенные одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем вперед выставляли светлую, а ночью темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую целую композицию.

Многие тряпичные куклы были своеобразным экзаменом по шитью и рукоделию. Освоив их, девочки помогали готовить приданное старшим сестрам.

Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной после Пасхи, гуляли по деревне, хвастаясь нашитыми куклами, слушали, что скажут. Похвалят какую девчушку, обязательно спросят, сколько годков. Если мало еще — угостят, приласкают. Если возраст уже подошел (12 лет скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием — показать себя.

Вообще любая кукла — закрутка, независимо какому народу она принадлежит, является народной. Раньше когда производство игрушек не было налажено. Первую куклу для своей девочки,делали ласковые, заботливые руки матери. Этой игрушкой была кукла — закрутка. Она выполнялась из различных лоскутков или нитей, пряжи. Кукла — закрутка является куклой оберегом, именно по этой причине у нее нет лица. Она безликая. Когда вы будете делать свою куклу, вы можете загадать желание, или даже написать его на бумаге и вложить в голову кукле, и оно обязательно сбудется. Такую куклу вы можете сделать для себя, а так же в подарок другим людям с добрыми пожеланиями. Человек, который подарил мне такую куклу, подарил со специальными словами, которые прилагаются к кукле — закрутке оберегу. А я дарю их вам.

3. Оберег своими руками (практическая часть мероприятия)

А)Формируем голову: в центре квадрата белого цвета кладем ветошь для набивки головы. Квадрат ткани складывается по диагонали, «вертим» голову. Отделяется голова, шея туго перехватывается нитками в тон.

Б)По бокам формируются руки: уголки загибаются внутрь, завязывается пояс в тон ткани. На голове куклы крепится нитка — повязка (тоже в тон).

В)Вторая кукла делается точно так же, но из ткани и ниток другого цвета.

Г)Из синей и белой ниток скручивается шнурок.

Д)Сине — белый шнурок привязывается сзади к повязкам на голове кукол.

Кроме куклы закрутки «День и Ночь», существует множество различных других кукол — закруток. (показ «Вепсская кукла закрутка», «Куватки»).

«Куватки» куклы делались в деревнях Тульской губернии в конце 19 начале 20 веков. Разноцветные «Куватки» развешивались над детской колыбелью. Они делались без шитья иголкой и без единой жесткой детали, она ни в коем случае не может повредить ребенку.Вепская кукла— закрутка. Вепсы небольшая народность проживающая в Карелии, Ленинградской и Вологодской областях. Вепская кукла — закрутка является к нам в образе замужней женщины, это безликая кукла — оберег. Она выполняется из различных лоскутков. Лоскуты соединяются друг с другом при помощи нитки без иголки.

4. Конец — делу венец(подведение итогов)

Все обереги содержат похожий набор символических фигурок и предметов. А вы, мои дорогие, зная значения различных символов, можете сами составить оберег по своей нужде.

Похожие статьи

Преданья старины. Оберег в жизни наших предков и современного человека

Преданья старины. Оберег в жизни наших предков и современного человека


Преданья старины. Оберег в жизни наших предков и современного человека

Преданья старины. Оберег в жизни наших предков и современного человека